Факторы, влияющие на выбор материалов для ремонта и защиты бетонных и ж/бетонных конструкций.
1. При выборе материалов для ремонта и защиты бетонных и ж/бетонных конструкций рекомендуется руководствоваться положениеми настоящих Рекомендаций, требованиями "Руководства по ремонту бетонных и железобетонных конструкций транспортных сооружений с учетом обеспечения совместимости материалов" - М., ЦНИИС, 2010. А также, ГОСТ Р 56378-2015 "Материалы и системы для защиты при восстановленииконструкций", ГОСТ 32017-2012 "Материалы и системы для защиты и ремонта бетонных конструкций. Требования к системам защиты бетона при ремонте".
2. Выбор необходимых материалов для производства работ необходимо делать с учетом таких факторов, как:
- степень ответственности элементов конструкции, включая зависимость несущей способности сооружения от их целостности:
- вид, характер и размеры дефектов и повреждений;
- условия эксплуатации (температурный режим, влажность и агрессивность среды, динамические воздействия);
- эстетические требования;
-условия производства ремонтных работ (положение и доступность конструкций, временные рамки проведения работ, погодные усолвия, термовлажностный фактор и т.д.);
- технологические свойства ремонтных материалов (подвижность материала, скорость набора прочности при твердении) и рабочее время с момента завершения перемешивания ремонтного состава до начала его схватывания;
- объем подлежащих выполнению работ.
3. Важным фактором при выборе материалов является вид проводимого ремонта:
- конструкционный или неконструкционный, при которыхвозможно выполнение таких работ, как устранение дефектов и лечение трещин, обнаруженных в ходе возведения объектов;
- профилактический ремонт эксплуатируемых бетонных и железобетонных конструкций;
- текущий ремонт конструкций, не требующийвосстановления их несущей способности;
- ремонт конструкций с восстановлением их несущей способности;
- ремонт конструкций с увеличением их несущей способности по отношению к несущей способности, заложенной в первоначальном проете сооружения.
4. Зачительным фактором, существенно влияющим на долговечность ремонта, является совместимость ремонтных материалов и материала ремонтируемой конструкции, то есть способность материалов образовывать между собой прочное и надежное монолитное соединение, выдерживающее все усилия и напряжения, вызываемые эксплуатационными нагрузками, и при этом стабильно и надежно соответствовать функцианальному предназначению в течении заданного проетом сроком службы.
5. При выборе ремонтных материалов следует стремиться к тому, чтобы после ремонта величина и распределение напряжений в конструкции было бы таким же, как при полноценном функционировании ремонтируемого элемента. При этом эффективность ремонта может определяться как отношение напряжений, которые выдерживает ремонтный материал, к напряжениям, которые выдерживает отремонтированный элемент конструкции до разрушения и ремонта.
6. Алгоритм выбора ремонтных материалов может быть следующим:
- определяются характеристики материалов, наилучшим образом соответствующие реализации ремонтных мероприятий;
- составляется перечень свойств: основных, необходимых для проведения основательного и качественного ремонта, и специальных, корректирующих эффективность материала, чтобы продлить срок службы в пределах определенных нагрузок. При этом прочность сцепления ремонтного материала с материалом ремонтируемой конструкции является основным требованием качественного ремонта;
- отдается предпочтение материлам, обладающим другими необходимыми свойствами, которые характеризуются самой низкой усадкой при твердении;
- учитывается тепловая совместимость (коэффициент температурного линейного расширения) ремонтного состава и материала конструкции, значения их велечин должны быть близки между собой;
- учитывается совместимость по модулю упругости ремонтного состава и материала конструкции, величины которых должны быть близки;
- учитывается ползучесть ремонтных материалов;
- учитывается проницаемость ремонтного состава;
-увязывается марка по морозостойкости ремонтного состава с маркой по морозостойкости материала конструкции;
- учитывается агрессивность среды, в которой эксплуатируется конструкция и соотносится с коррозионной стойкостью выбираемого ремонтного материала;
- принимается во внимание, что использование цементов с завышенным содержанием щелочей (более 0,6%) при ремонте мостовых конструкций не допускается;
- соотносятся характеристики сопротивления ремонтных материалов истиранию с нормативными требованиями к ремонту покрытий дорог, аэродромов, полов, опор мостов в зоне ледохода;
- соотносятся характеристики по прочности на осевое растяжение, растяжение при изгибе и на сжатие с условиями нагружения элементов ремонтируемой конструкции. При отсутствии требуемых характеристик они определяются эксперементально.
Прочностные показатели ремонтных материалов должны соответствовать прочности материала ремонтируемой конструкции. Их значительное различие может привести к несовместимым напряжениям и вызвать перераспределение нагрузок;
- обращается особое внимание на свойства материалов, которыми они обладают в раннем возрасте. Некоторые из этих свойств облегчают укладку материала, но могут неблагоприятно отразиться на формировании других его свойств. Неправильное выполнение операций по перемешиванию, укладке и уходу могут изменить свойства уложенного материала. Удобоукладываемость ремонтного материала, обеспечивающая способность материала проникать в полости и заполнять их, должна назначаться с учетом требований по его водонепроницаемости, прочности и морозостойкости;
- учитывается возможная зависимость свойств материалов, которыми они обладают в раннем возрасте, от требований, которые предъявляет заказчик к условиям производства работ (ограничение рабочего пространства, отсутствие помех для эксплуатации объекта, отсутствие шума, запахов, пыли, производство работ только в ночное время и др.);
- учитывается скорость набора прочности при твердении. Очень быстрый набор прочности твердеющим материалом может негативно сказаться на транспортировке и укладке материала в конструкцию. Очень медленный рост прочности может нарушить последовательность технологического потока при сжатых сроках сдачи объекта в эксплуатацию, может создать проблемы со сроками выполнения ремонта в выделенном "временном окне";
- учитывается жизнеспособность ремонтного материала, то есть время, в течении которого материал сохраняет требуемые технологические свойства без потери подвижности с момента завершения перемешивания материала, при этом принимается во внимание влияние температуры окружающей среды на изменение жизнеспособности;
- учитываются требования к адгезионным свойствам ремонтных материалов и совместимость их с материалом ремонтируемой конструкции.
7. Сведения о ремонтых материалах по показателям прочности на сжатие, прочности на растяжение при изгибе, прочности на растяжение и прочности сцепления (адгезии) с бетонным основанием часто представлены в информационных листках изготовителя или поставщика. Другие свойства материалов, такие как усадка при твердении, модуль упругости, ползучесть, водонепроницаемость и морозостойкость могут быть не указаны и, при необходимости, должны определяться организацией, ведущей ремонт.
8. Данные о свойствах ремонтных материалов могут быть получены из:
- руководств и рекомендаций по ремонту железобетонных конструкций;
- оценочных свидетельств;
- контрактов и контактов с поставщиками;
- результатов испытаний.
9. Рекомендуется применять ремонтные материалы, когда толщина ремонтного слоя несущих конструкций не превышает 10 см. По сравнению с бетонами и растворами, приготовленными на месте ремонта или нового строительства, ремонтные материалы лучше обеспечивают получение требуемых свойств, например, сочетания безусадочности и пластичности, повышеной прочности сцепления с бетоном ремонтируемой конструкции, ускоренного набора прочности и т.д. При толщине ремонтного слоя несущих конструкций свыше 10 см. предпочтительно использовать сухие смеси с добавлением щебня ( до 40% по массе).
10. Рекомендуется применять сухие ремонтные смеси в случаях небольших объемов работ и недоступности места проведения ремонтных работ для поставки обычных бетонных смесей с помощью автобетоносмесителей, а также когда применение обычных бетонов не обеспечивает требуемого качества работ.
11. При выборе материалов учитываются требования к ремонтным смесям для объектов транспортного назначения, приведенные в таблице 3.1, либо назначенные проектной организацией.
Таблица 3.1 Требования к ремонтным смесям для объектов транспортного назначения (СП 46.13330.2012 Мосты и трубы)
Назначение | Требования к основным показателям ремонтных смесей |
Ремонт повреждений бетона связанный с восстановлением защитного слоя бетона, разрушенного в результате коррозии арматуры или в процессе бетонирования конструкции (щебенистость, недостаточный защитный слой, непроработанный бетон, стыки бетонирования, полости), а также сколы и раковины. |
- прочность сцепления с существующим бетоном на 28 сутки не ниже 2,5 МПа т не ниже 2,0 МПа после испытаний на цикличное воздействие знакопеременных температур применительно к бетонам дорожных и аэродромных покрытий для марки F300; - прочность на сжатие через 24 ч. не ниже класса B15 и на 28 сутки не ниже класса B40; - прочность на растяжение при изгибе через 24 ч. не ниже 4 МПа и на 28 сутки не ниже 8 МПа; - морозостойкость не ниже марки F300 применительно к бетонам дорожных и аэродромных покрытий; - водонепроницаемость не ниже W10. |